среда, 24 февраля 2016 г.

Духовная азбука: Что такое карма?

Сегодня в рубрике Духовная Азбука мы рассмотрим такое понятие как карма. В настоящее время существует очень много спекуляций на тему духовных практик, различных терминов и понятий, и потому зачастую само слово карма воспринимается некоторыми людьми не всегда корректно. Чтобы постараться немного исправить ложные аспекты, вкладываемые в это понятие, я хочу максимально подробно рассмотреть этот термин с точки зрения его изначального значения.


Понятие кармы


Словом карма обозначают разнообразную деятельность человека в этом мире, или совершаемые им на протяжении жизни плохие и хорошие поступки.


Однако в более широком смысле под словом карма подразумевают причинно-следственную связь между совокупностью поступков человека и последствий, которые приходят к нему в виде неожиданных подарков или ударов судьбы.


Понятие кармы


Но чтобы лучше понять как работает механизм кармы, нам сперва необходимо разобраться со следующими вопросами:


— Почему поступки приводят к хорошим и плохим последствиям, и кто определяет, какие из-них считаются хорошими, а какие плохими?


— Почему последствия плохих поступков приходят к тому, кто даже не успел совершить ничего греховного в своей жизни?


— Можно ли выйти из под влияния закона кармы, продолжая совершать поступки?


Чтобы ответить на первый вопрос, нам нужно немного отвлечься и внимательно изучить три темы:


  1. Кто такой Бог?

  2. Что такое душа?

  3. Как происходит творение Вселенной?

После изучения этих предметов нам станет очевидно, что пребывание в этом окружающем нас материальном мире не является для нас, как духовных частиц, нормальным состоянием и больше похоже на своего рода заточение под стражу. Это пребывание духовной души в чуждой для нее материальной Вселенной сравнивают с отбыванием срока в тюрьме, где она проходит вынужденный курс исправления.


Как очень опасного преступника изолируют от общества, сажая за решетку, так и нашу с вами душу изолируют в темной области материального творения.


Однако в этой аналогии нужно указать и очень большую разницу: если преступник, помещенный под стражу, очень недоволен тем, что его свободу ограничивают и пытается удрать из тюрьмы, то наша душа, наоборот, очень хочет продолжать свое существование в материальном мире и дальше. Почему же так происходит?


Изначальное положение души, Бога и причины материального творения


Причина того, что душа не желает выбраться из тюрьмы материального мира кроется в том, что она развивает в себе искаженное сознание, которое навлекает на нее покрывало иллюзорного восприятия действительности и происходит это по высшей воле Всевышнего.


Изначальное положение души, Бога и причины материального творения


Изначально психология сознания души бывает двух видов:


  1. Нормальная (осознание себя частицей энергии)

  2. Ненормальная (осознание себя властителем всех энергий)

В нормальном состоянии живое существо ощущает свою зависимость от разнообразных энергий, которые подчиняются главному из всех живых существ — Богу. В этом состояние душа не желает оспаривать право Бога на то каким образом лучше всего распорядиться энергиями и доверяет ему управление своим собственным счастьем. Если такое сознание развито душой, ей нет необходимости пребывать в материальном мире, поскольку она может испытывать вечное и возрастающее блаженство в духовной обители.


Но если такая душа делает ошибку в попытке постичь себя и начинает развивать сознание, при котором ей самой хочется распоряжаться разнообразными энергиями Бога, она начинает испытывать зависть ко Всевышнему и становится обусловленной материальными качествами. Такое состояние сознания вынуждает душу изолироваться от общества чистых и светлых личностей духовного мира, и чтобы дать ей возможность исправиться, Бог создает для нее материальные миры, которые значительно отличаются от духовного мира.


Однако делается это не со зла и не с желанием причинять душе боль, а для исправления ее сознания с очень действенной методикой — дать ей возможность самой испытать на себе все последствия ее неправильных концепций, поместив в одной Вселенной вместе с такими же как она душами, жаждущими быть единовластными повелителями мира.


Технически осуществляется это все с помощью одной из энергий Всевышнего, которую называют Майя — иллюзорная энергия.


Также ее называют внешней энергией, поскольку в основе иллюзорного восприятия, навязываемого живому существу этой энергией, лежит тяга и привязанность к получению счастья от внешне вроде бы подходящих для души объектов, но внутренне — лишенных потенциала делать живое существо счастливым. Отсюда и ее название «внешняя», т.е. энергия, которая создает только подобную истинной (внешнюю) оболочку объектов, но не дает возможности насладиться их реальной внутренней сутью.


Живое существо, развив в себе ненормальное состояние сознание, как описано выше, покрывается этой иллюзорной энергией Всевышнего и становится обусловленной душой. Такая обусловленная душа видит источник счастья для себя в окружающих ее материальных объектах и всеми силами пытается управлять вверенными ей в подчинение энергиями, чтобы испытать счастье от контакта с этими объектами.


Однако по высшей воле Бога, сколько бы усилий такая обусловленная душа не тратила на то, чтобы насладиться внешними объектами материального мира, в конечном итоге она понимает, что делать это с легкостью и радостью, как желает того ее истинная природа, у нее не получается и за каждое наслаждение в материальном творении ей приходится платить цену слишком больших усилий. Поэтому в конце концов она разочаровывается в своих надеждах обрести вечное счастье в этом мире и начинает поиски истины.Так стартует этап перевоспитания души, изначально заложенный в структуре внешнего мира Богом, в результате которого душа может вновь развить в себе правильную психологию сознания.


Особенности обусловленного состояния души


В обусловленном материальной, внешней энергией состоянии, душа считает себя Богом и думает, что ей принадлежат все энергии, которыми она уже управляет или собирается добиться такого управления в будущем.


Желание самому определять какая энергия и как должна приносить нам наслаждение — является искаженным восприятием действительности, поскольку изначально все энергии как духовного, так и материального мира принадлежат только Богу.


Но сам Бог исполняет это желание души, «отдавая» им в распоряжение свои же собственные энергии, словно «подыгрывая» этим, впавшим в безумие, душам, которые очень быстро «покупаются» на это и сразу же утверждаются в своем мнении, что именно так и должно быть, потому что они — полновластные повелители всего сущего.


Бог осуществляет это посредством своей иллюзорной энергии, которая в самом тонком своем материальном проявлении воздействует на сознании души как Ложное Эго, или Аханкара.


Особенности обусловленного состояния души


Понятие Ложного Эго возникает, когда появляется необходимость ввести изначально здоровую в своем сознании душу в состояние безумия.


На самом деле ни одна материальная энергия, в том числе иллюзорная энергия, не может оказать никакого воздействия на чистую по природе душу, однако, чтобы это произошло, душа сама должна отождествить себя с материей. Это может случиться только в одном случае, если душа желает господствовать и управлять материей. Именно это желание связывает изначально свободную душу с материальными оболочками посредством тождества с Ложным Эго.


Для достижения этого эффекта, душа покрывается тончайшей материальной оболочкой, которая заставляет ее поверить в то, что материальные тела и энергии, которыми она обладает в этом мире — суть проявление ее энергий или ее самой.


Когда же на этапе сотворения материальных миров возникают три качества материи (или три гуны), отражающие три основные психологические принципа поведения в этом мире, Ложное Эго трансформирует каждый из этих принципов для порождения всего разнообразия сотворенных материальных элементов.


  1. Первое качество материи называют Саттвой, или гуной благости

  2. Второе качество — Раджас, или гуна страсти

  3. Третье качество — это Тамас, или гуна невежества.

Градации на эти три качества подвержено все в материальном мире, включая аспект времени. Причем в поведении и психологии живых существ эти качества проявляются как три принципа:


  1. Саттва — принцип сотрудничества и дружбы

  2. Раджас — принцип соперничества

  3. Тамас — принцип вражды и насилия

В своем обусловленном состоянии душа покрывается рядом материальных оболочек, самым тонким из которых является Ложное Эго. Затем из трансформации Ложного Эго в гуне благости рождается Ум и Разум, а через трансформацию в гуне страсти — Интеллект, познающие и действующие органы чувств и жизненная сила. Трансформация Ложного Эго в гуне невежества порождает грубые материальные оболочки живых существ и все объекты, с которыми эти оболочки вступают во взаимодействие.


Таким образом в материальном существовании сама душа никак не действует, но ее сознание, проецируясь на материальную внешнюю энергию, порождает различные объекты этого мира, включая ее собственное тело, с которыми душа начинает связывать свое счастье и отождествлять себя.


Это положение сознания души называется иллюзорным, потому что на самом деле душе чужды все эти атрибуты. Но для той души, которая погружена во мрак невежества, все это является плодом ее собственных искаженных фантазий и частью ее «реальной» жизни.


Поступки в обусловленном состоянии и их последствия


Пока душа пребывает во сне иллюзии и считает порождения материальной энергии своей собственностью, все ее поступки продиктованы этим обусловленным состоянием.


Для всех душ, погруженных в подобное состояние сознание, работает исправительная система материального мира, и подчиненный этой системе закон кармы, т.е. причины и следствия.


Этот закон определяет категории плохих и хороших поступков, в основе которых лежит следующий принцип:


Плохие поступки возникают, когда мы разрушаем счастье других, чтобы обеспечить своё собственное


Хорошие поступки возникают, когда добиваясь счастья для себя, мы не причиняем другим беспокойств, наоборот помогая им при этом добиться своего счастья


Поступки в обусловленном состоянии и их последствия


Все поступки живого существа, направленные на то, чтобы «отобрать» счастье у другого — неизбежно приводят к очень плохим последствиям, в результате которых такая душа помещается в условия, где имеет возможность на собственной «шкуре» ощутить насколько неприятно, когда другие причиняют ей боль и страдания.


Когда же обусловленная душа совершает жертвоприношения для удовлетворения Всевышнего и пытается помогать окружающим ее существам приблизиться к своему счастью, она получает возможность насладиться собственным счастьем, выпадающим на ее долю.


Этими процессами управляет закон причины и следствия, который известен русским людям по пословице «что посеешь, то и пожнёшь», а на санскрите называется законом кармы.


Суть закона кармы направлена на то, чтобы перевоспитать сознание живого существа и вылечить его от искаженной концепции чувствовать свое превосходство над другими живыми существами. Этот закон действует только среди людей и не затрагивает животных, поскольку именно человеческая форма жизни наделена необходимым разумом для своего свободного выбора в психологии поведения.


Сколько хороших поступков совершит человек, столько подарков судьбы он получит в будущем, и сколько боли и страданий он причинял другим, столько несчастий и горя будет ему положено испытать в дальнейшем. Этот закон действует совершенным образом и никто не может нарушить его могучую власть.


Однако многие люди не могут понять, почему их постигают беды, если на протяжении всей своей жизни они не совершили плохих поступков. И ответ на это кроется в понимании реинкарнации или принципа перевоплощения тонкого тела в новые грубые тела.


Карма и реинкарнация


В наше время, особенно в русском обществе, принцип перевоплощения души долгое время отрицался крупными религиозными традициями и передовыми философами, однако с приходом после развала СССР различных восточных учений и течений, многие концепции постепенно стали вставать на свои места. Так уже для многих давно не секрет, что перевоплощение души существует и процесс реинкарнации является неоспоримым фактом нашего существования.


В основе принципа перевоплощения лежит механизм смены одного грубого тела и сопутствующих ему условий существования, на новое грубое тело, вместе с которым живое существо получает целый комплекс условий своего будущего существования.


При этом то, каким будет новое тело и новые условия существования зависит от поступков, которые живое существо совершало в своем прошлом теле.


Карма-и-реинкарнация


Технически процесс перевоплощения становится возможен благодаря сохранению сознания живого существа в не подверженном уничтожению в момент смерти — тонком теле, а также посредством высшей воли Всевышнего, который управляет всем в творении с помощью Сверхдуши (или Параматмы).


Тонкое тело живого существа состоит из Ложного Эго, Разума и Ума вместе с познающими и действующими органами чувств. Это тонкое тело на санскрите называется линга-шарира, и в момент смерти оно не может быть уничтожено.


Будучи тем не уничтожимым материальным элементом, на которое не может разрушающе воздействовать смерть, тонкое тело служит проводником накопленных знаний, опыта и клише сознания, приобретенного ранее, и осуществляет преемственность между одной и другой жизнью живого существа.


Однако по своей природе тонкое тело также не является вечным элементом, т.к. оно существует в рамках отведенного для существования всей вселенной времени. Если же живое существо не успевает за это время полностью избавиться от своего грубого и тонкого тела, его тонкое тело погружается в своего рода анабиоз и будучи поглощенным могучим телом экспансии Всевышнего, отвечающего за проявление и сворачивание материального космоса, ожидает нового этапа творения и разворачивания всех материальных элементов.


В тонком теле хранится память о поступках, которые живое существо совершало в своих прошлых жизнях, в нем хранятся наработанные привычки и сформированные желания, которые душа не успела исполнить до конца своей жизни.


Закон кармы определяет возможности живого существа и соответственно им, учитывая желания, накопленные в тонком теле, дает ему подходящее тело и подходящие условия для реализации своих желаний. Но если же условия, в которые попадает с новым грубым телом душа — не нравятся живому существу и не очень подходят его внутренним желаниям, то это свидетельствует о том, что его возможности, из-за совершенных им в прошлом плохих поступков, в этой жизни ограничены рамками положенного ему судьбой (по карме).


Так может получиться, что даже не успевший совершить греховных поступков человек, может оказаться в тяжелых условиях жизни и испытывать страдания, расплачиваясь за грехи, которые на самом деле совершил в своей прошлой жизни. В свою очередь другой человек может родиться в царском роду и с самого младенчества наслаждаться роскошью, любовью и заботой окружающих. Все это регулируется законом кармы, согласно которому каждый получит то, что заслужил и то, к чему он стремился.


Выход из под влияния закона кармы


Но каким бы неумолимым и жестоким не был закон кармы, определяющий будущую судьбу живых существ, из под его власти можно освободиться.


Концепция Буддизма построена на философии бездействия, как истинной причине остановки колеса бесконечной череды рождений и смертей. Однако на самом деле эта концепция не дает полного понимания происходящего и не позволяет окончательно вырваться из под власти кармы.


Буддизм учит, что основой страдания являются материальные желания, которые следует в себе уничтожить. Несмотря на то, что материальные желания, продиктованные обусловленным состоянием живого существа, — действительно являются причиной всех его бед, избавиться от них на самом деле невозможно, как и невозможно остановить деятельную природу души, но их можно очистить, т.е. сделать духовными.


Дело в том, что по своей структуре изначально душа исполнена различных желаний и жажды к деятельности. Эти атрибуты души вечны, также как и сама душа, поэтому уничтожить или изменить их невозможно. Следовательно сколько бы буддист не пытался взять свои чувства и мысли, а также желания под контроль, он не сможет полностью перестать желать и действовать, а значит будет вынужден вновь оказаться под властью закона кармы.


И все же выход из под влияния закона кармы  существует, и он заключается не в том, чтобы уничтожить свои желания и необходимость действовать, а в том, чтобы очистить и деятельность и желания от материальной обусловленности.


Закон кармы по своей сути преследует цель излечить неправильное сознание живого существа, которое мечтает стать господствующим повелителем этого мира. Но как только живое существо понимает суть закона кармы и начинает совершать поступки для трансформации своего искаженного сознания в нормальное состояние, закон кармы тут же перестает действовать, поскольку по высшей воле Всевышнего в этом уже просто пропадает необходимость.


Практикой, которая позволяет очень быстро очистить свое сознание и вернуть его в изначальное положение — является метод бхакти-йоги, или любовного, преданного служения Богу.


Это практика, которая помогает живому существу излечить главный недуг своей обусловленности — зависть к Богу. Она помогает принять Бога своим лучшим другом и защитником, и предавшись на Его милость, вверив себя Его заботам, отпустить из своих рук «вожжи» управления и господства над материальной энергией.


Как только такая душа решает отказаться от своего порочного желания стать Богом, сам Бог приходит к ней на помощь и начинает всячески оберегать ее до полного выхода из под власти материальной энергии.


Метод бхакти, который заключается в слушании повествований о Верховной Личности Бога, прославлении Бога, памятовании о Нем и т.д. помогает очень быстро очистить душу от всей скверны материального существования и сжечь дотла все последствия ее благочестивой или греховной деятельности (кармы).


Самым сильным процессом, с которого начинается этап очищения в бхакти-йоге в наше время считается метод постоянного повторения святого имени Бога.


Причем не имеет значение какое имя Бога повторять: это можно делать использую ту религиозную традицию, которая распространена в культуре, где родился и вырос человек.


Если же человек родился в культуре, где нет знания о святых именах Бога, он может повторять мантру Харе Кришна, которая подходит для процесса очищения при любых условиях.


Выход из под влияния закона кармы


Однако, как нами уже было отмечено ранее, не все обусловленные души желают покинуть этот материальный мир и причина этого в том, что они могут умудряться быть счастливыми даже действуя в рамках его законов, исполняя при этом свои искаженные желания.


Как правило люди, которые с рождения получают много возможностей для удовлетворения своих желаний, погружены в счастливое времяпрепровождение и не задумываются о смысле жизни.


Когда условия нашего существования позволяют нам исполнять наши желания так, как мы себе это представляли, у нас не возникает потребности что-то менять.


Проблема здесь заключается в том, что как плохая карма, так и хорошая карма, которая создала для нас благоприятные условия жизни, с течением времени заканчивается, а поэтому испытав все наслаждения, уготованные нам судьбой, мы вынуждены вновь встать перед выбором что делать дальше — начать новую цепочку хороших и плохих поступков, или же разорвать ее и освободиться из рабства кармы.


Ведическая литература содержит в себе заключения, согласно которым как хорошая, так и плохая карма в равной степени мешают душе сбросить с себя покров иллюзии.


Причем в некоторых ситуациях хорошая карма действует даже еще хуже, усыпляя бдительность души и ее изначальную потребность в духовной деятельности.


Но в конечном итоге, и хорошая и плохая карма — не могут доставить полного удовлетворения душе, поэтому рано или поздно она приходит к практике, позволяющей ей вырваться из рабства кармы на свободу.


Интересным нюансом жизни освобожденной из рабства обусловленности и законов кармы души является то, что совершая поступки в этом материальном мире, она не создает их последствий, т.е. даже внешне погрузившись в деятельность, такая душа не получает за это кармических реакций.


Это происходит потому, что такая душа все свои поступки и желания направляет на удовлетворение Верховной Личности Бога, а поскольку сам Бог абсолютен, такие желания и поступки направленные на его удовлетворение, также становятся абсолютными, т.е. духовными. Получается, что даже оставаясь еще в рамках материальной Вселенной, очистившаяся душа на самом деле уже полностью обретает свое изначальное духовное сознание, и потому со смертью этого тела, переносится в духовный мир, где не существует смерти, а блаженство от общения с чистыми душами и самим Богом увеличивается каждое мгновение.


.


Материалы подготовлены на основе таких ведических произведений:


  1. Бхагавад-Гита, или Гитопанишад

  2. Капила-Гита или учение Господа Капилы

  3. 1, 2, 3 и 4 песни Шримад Бхагаватам.


Духовная азбука: Что такое карма?

Комментариев нет:

Отправить комментарий