среда, 24 февраля 2016 г.

Духовная азбука: Как происходит творение?

Сегодня можно сколько угодно обсуждать разные религии, пытаясь определить какая из них лучше, какая хуже. Можно сколько угодно спорить на религиозной почве о превосходстве своей веры над верой другого народа или человека. Но если мы отбросим все предрассудки и будем рассматривать все доступные нам религиозные философии на предмет самой полной и лаконичной системы, то будем вынуждены признать, что ведическая арийская духовная культура превосходит все остальные духовные культуры, и даже служит для них своего рода духовной матерью, подпитывающей своим знанием.


Какую бы мы не рассматривали религию, мы легко можем обнаружить ее доктрину в системе философских направлений познания цивилизации ариев. Однако у самих ариев содержится такое глубокое и подробное описание окружающего нас мира, которого в такой же полноте мы не можем найти больше нигде.


Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам проанализировать все имеющиеся, известные нам на сегодня теистические доктрины, на предмет того, насколько глубоко и подробно они описывают процесс сотворения и построения материального мира.


Ни в Библии, ни в Коране, ни в Торе или Каббале, ни в буддийских сутрах мы не сможем найти четкого научного описания процесса творения мира. Этот процесс приводится либо иносказательно, либо настолько сжато и непонятно, что оставляет после себя массу вопросов.


Конечно, помимо известных религиозных направлений на нашей планете существуют так называемые синкретические направления, которые родились как попытка объединить в себе знание разных источников. Точно также как манихейство средних веков, породившее одно из первых попытку соединить философию востока и запада, так и всевозможные учения теософского общества Анни Безант или Елены Блаватской, представляет собой глубокие псевдонаучные спекуляции на основе собранных в 19 веке трудов арийской культуры и европейской цивилизации. К тому же числу можно отнести учение розенкрейцеров и масонов, которые точно также переработали древние теологические трактаты известные еще со времен единой арийской империи в более современное для их времени учение, позволяющее им работать с тонкой и грубой материей.


И все же описанные выше учения оставляют множество вопросов, самым главным из которых является вопрос – откуда и как это учение к ним пришло и почему они по тем или иным причинам скрывают свои знания.


Ведическая культура утверждает, что знание, лежащие за пределами воспринимаемого чувствами человека мира, может быть получено путем откровения и более никак.


Откровение подразумевает, что знание это передается по цепи ученической преемственности от самого создателя, и им же самим охраняется от неминуемых в материальной действительности искажений. Такая цепь преемственности именуется парампарой, и каждый истинный представитель этой цепи должен обладать особыми духовными качествами и психологией, чтобы передавать изначальное знание без искажений. Так постигается истина.


.


Если мы откроем вторую и третью песнь Шримад Бхагаватам, самого глубокого теософского трактата об Абсолютной Истине, мы увидим там наиболее подробное и научное описание процесса сотворения мира. Причем мы не только ответим на вопрос: как происходит творение, но и на более важный вопрос: зачем и с какой целью это творение создается, кто отвечает за все последствия этого творения и какая сакральная задача в него вкладывается.


Постигая этот предмет посредством Шримад Бхагаватам, мы не только удовлетворяем свой интерес и любопытство в этой области, но и освобождаемся от иллюзорных концепций нашего разума, который пытается связать наше будущее счастье в этом мире с одним или иным из элементов внутри временного материального творения.


Как происходит процесс сотворения мироздания?


Согласно Шримад Бхагаватам этот материальный мир проходит в своем развитии три этапа:


  1. Непроявленная форма

  2. Переход в проявленную форму

  3. Разрушение и возвращение в непроявленную форму

На всех этапах творения, единственной личностью, которая способна наблюдать за этим миром и управлять им, независимо от пребывания его в проявленном или непроявленном состоянии – является Бог. Бог находится за пределами проявленных вселенных и потому этот материальный мир не может оказывать на него какое-либо влияние так, как он оказывает на нас.


Как происходит процесс сотворения мироздания?


Побуждающим фактором, который вынуждает Бога начинать процесс сотворения, являются его вечные, отделенные частицы, которые имеют схожую с Богом природу вечности, знания и блаженства, но в то же время весьма уступают ему в количественном отношении своей энергии познания, и как следствие этого, не могут сравниться с ним в потенции владеть и управлять всеми энергиями.


По своей природе эти частицы зависят от Бога, поскольку являются его составными, неотъемлемыми частицами. Однако также как и у Бога, у них есть индивидуальность, которая позволяет им самостоятельно определять свое будущее (свобода выбора), распорядившись которой, они могут либо захотеть подчиняться воле Бога, или же отказаться от этого.


Те частицы, души, которые отказываются находиться в полной зависимости от Бога, вынуждают самого Бога создавать для них искусственную реальность. Именно ради таких непослушных живых существ Бог создает наш мир. Веды считают его подобным сну….


Первый этап творения: оплодотворение взглядом


На первом этапе творения Бог бросает взгляд на совокупную недифференцированную материальную энергию, которая исполняя желание Бога, оплодотворяет себя искорками духовных живых частиц. Сама совокупность материальной энергии в недифференцированном состоянии не способна создавать все разнообразие материальных проявлений и служит как бы материалом, из которого лепится все творение. Когда на эту непроявленную энергию бросается взгляд Бога, она приходит в движение, побуждаемая совокупными желаниями, внедренных в ее лоно живых существ. После этого, она переходит в проявленное состояние и начинается процесс развертывания материального космоса.


Первый этап творения: оплодотворение взглядом


Второй этап творения: дробление и созревание


Процесс развертывания проявленного материального космоса немного напоминает процесс созревания плода в чреве матери. Матерью в данном случае является материальная энергия, дающая исходный материал для жизни, а отцом, оплодотворяющим материальную энергию – сам Бог, который вживляет в мертвую материю частицы вечного, живого духа. После того, как грубая инертная материя оплодотворяется, в ней начинаются процессы, схожие с митозом в яйцеклетке, только в масштабах вселенной этот митоз происходит гораздо сложнее и интереснее.


Первые проявленные элементы: махат-таттва и Ложное Эго


На первом этапе дробления совокупная материя переходит в проявленное состояние и образует конгломерат материи и духа, который называется махат-таттва. Махат-таттва представляет собой совокупность всех живых существ, помещенных в материальное лоно, совокупность всех их желаний и общее для всех них сознание. В этом всеобщем космическом сознании происходит рождение первой субстанции, из которой, трансформируясь, появляются все материальные миры. Эта субстанция называется ложным Эго.


Первые проявленные элементы: махат-таттва и Ложное Эго


Суть Ложного Эго в совокупном сознании махат-таттвы заключается в том, что все производимое далее в этом мире воспринимается им как следствие действий индивидуальных, отделенных частиц, хотя в действительности этими процессами управляет сам всевышний. Ложное Эго покрывает исходную, чистую душу покровом иллюзии и неведения, обрекая ее на существование в вымышленных, не имеющих никакого отношения к реальности, условиях. Ложное Эго в махат-татве закручивает маховик материального творения, проходя трансформацию через три принципа материального эгоистического существования.


Три гуны материальной природы


Три гуны материальной природы, это три модуса, три принципа, на которых основано все творение материального мира. Эти три принципа легче всего постичь через их психологические аспекты.


  1. Гуна благости / саттава (свет, добро, знание и счастье) отражает психологический принцип сотрудничества во взаимодействии между различными элементами

  2. Гуна страсти / раджас (страдание, сила, вожделение) отражает психологический принцип соперничества во взаимодействии между различными элементами

  3. Гуна невежества / тамас (страдание, боль, невежество) отражает психологический принцип вражды во взаимодействии между различными элементами

На заре возникновения творения, когда из махат-таттвы рождается Ложное Эго, оно содержит в себе потенцию трех гун материальной природы, которые проявляются из него как созидательные энергии трех видов.


  1. Деятельное начало

  2. Орудие деятельности

  3. Результат деятельности

В дальнейшем, каждая из этих трех созидательных энергий Ложного Эго трансформируется в различные элементы грубой и тонкой материи.


Три гуны материальной природы


Так, из Ложного Эго в гуне благости рождается тонкий элемент ума. Ум отвечает за мысли, образы и создание желаний у живых существ. Из Ложного Эго в гуне страсти рождается интеллект, т.е. способность определять природу попадающих в поле зрения объектов, сами познающие органы чувств живых существ, а также органы чувств, с помощью которых живые существа действуют. Ложное Эго в гуне невежества порождает грубые материальные элементы.


Трансформация Ложного Эго в невежестве


Первым элементом, который появляется на свет в результате трансформации изначального сознания, покрытого Ложным Эго, является звук. Звук, как элемент, который способен передавать знание (информацию) о предмете, представляет собой тончайшую форму эфира. Этот элемент порождает орган слуха и следующий элемент творения Эфир.


Трансформация Ложного Эго в невежестве


Эфир, небо или пространство, создает условия для существования живых существ в своем грубом материальном теле и в тонком теле ума, разума и Эго. В дальнейшем эфир порождается органы осязания и воздух, который отвечает за движение, смешение, и нормальную работу всех тонких органов чувств живого существа, порожденных трансформацией Ложного Эго в гуне страсти.


Трансформируясь далее, все указанные выше элементы творения: звук, пространство и воздух, при помощи энергий всевышнего Господа порождают орган зрения и воспринимаемые зрением формы, которые характеризуются размерами, качествами и индивидуальностью, а также сопутствующий этому элемент света или огня (электричество).


Соединяясь друг с другом: форма, свет, звук и эфир порождают стихию воды, а также орган вкуса, а смешиваясь с водой, все они порождают тонкий по природе элемент запаха, органы обоняния и сам элемент земли. Причем каждый последующий элемент творения вбирает в себя возможности всех предыдущих. Так пространства вбирает в себя возможности звука, а земля вбирает в себя возможности не только звука, но и огня, воды и пространства. Так проходя трансформацию в гуне невежества совокупное Ложное Эго материального мира порождает все материальные объекты проявленного мира.


Третий этап творения: созревание вселенной


После того, как все материальные элементы готовы, махат-таттва порождает бесчисленные семена будущего творения, которые подобны яйцеобразным сферам. Каждая яйцеобразная сфера представляет собой отдельно взятую вселенную, внутри которой царит тьма и пустота. Снаружи эти вселенные окружены многослойной оболочкой, каждый слой из которых соответствует одному из пяти материальных стихий, причем каждый последующий слой материальной вселенной в 10 раз толще предыдущего. Завершает такую кожуру из оболочек вселенной оболочка недифференцированной материи вместе с фактором Ложного Эго. За пределами этих оболочек в духовном небе разлито сияние, исходящее от вечного и блаженного тела Верховной Личности Бога.


Третий этап творения: созревание вселенной


Когда порожденные махат-таттвой вселенные разливаются, подобно пузырькам, в облаке совокупной материальной энергии, Господь распространяет себя и входит в каждую из них в теле вселенской, совокупной космической формы. Эта совокупная форма Бога ложится на дно каждой из вселенных и заполняет половину ее внутреннего пространства водой своего пота. Часть внутреннего пространства вселенной, наполненного потом этой экспансии Бога называется Вселенским океаном, а часть, что располагается над ним – становится небесным пространством, которое мы воспринимаем как бесконечный космос, с парящими в нем планетами и светилами.


Далее эта экспансия Всевышнего Бога порождает из своего чрева гигантский Вселенский лотос, который представляет собой совокупность всех форм будущего творения в виде семени. На цветке этого лотоса появляется первое воплощенное живое существо, Брахма, которые наделяется самим Господом потенциалом извлекать из непроявленной формы семена будущих проявленных форм живых существ, которые покоятся внутри Вселенской формы лотоса.


Брахма


Брахма является первым воплощенным живым существом в этой вселенной и по своему потенциалу он способен конструировать согласно изначальному плану, установленному Богом, все внутреннее пространство Вселенной и устанавливать различные законы, обеспечивающие его функциональность.


Сам Брахма существует в течение времени, которое существует сама Вселенная. Когда же ее время существования подходит к концу, весь процесс творения сворачивается в обратном порядке. Процесс творения, при котором создаются все материальные элементы и рождается Брахма называется первичным творением, а процесс творения, при котором Брахма проявляет из семян будущие формы живых существ, называется вторичным творением.


Четвертый этап творения: вторичное творение Брахмы


Брахма творит этот космос в течение своего дня, а когда его день подходит к концу, он сворачивает свое вторичное творение и ложится спать. При этом все планеты вселенной погружаются в воды Вселенского океана и уничтожаются. На следующий день Брахма начинает создавать планеты и населяющие их живые существа снова.


Четвертый этап творения: вторичное творение Брахмы


Первое, что создает Брахма, это оболочки невежества, покрывающие духовные частицы, попавшие в материальный мир. Благодаря этим оболочкам невежества, чистая душа или изначальное сознание души погружается в иллюзию и отождествляет себя с не имеющими ничего общего с ней материальными формами. Такими оболочками невежества являются:


  1. Самообман

  2. Страх смерти

  3. Гнев

  4. Ложное чувство собственности

  5. Иллюзорная концепция жизни

Более подробно о том, какую роль выполняют эти оболочки в жизни обусловленных материальной жизнью живых существ можно прочитать в статье «Что удерживает душу в материальном мире» на сайте Бхакти-Йога.


После этого Брахма приступает к сотворению неподвижных объектов, неподвижных живых существ, подвижных живых существ и т.д., населяя вселенную различными формами ее обитателей.


Вселенная, созданная Брахмой делится на три уровня, представляющие собой ее высшие планеты, средние планеты и низшие планеты. Уровень высоты планет определяется управляющей на ней гуной материальной природы.


Вселенная, созданная Брахмой


Планеты верхнего яруса находятся под управлением принципа сотрудничества (гуна благости). Жизнь обитателей этого плана бытия исполнена радости, счастья и долголетия. От природы они наделены различными мистическими совершенствами, которые позволяют им творить многие чудеса.


Планеты среднего яруса находятся под управлением гуны страсти, или принципа соперничества. Обитатели этих планет встречают в своей жизни счастье вперемешку со страданием. Отличительной особенностью жителей этого плана бытия является сильное сексуальное желание, активная эмпирическая деятельность, и кармическая деятельность, т.е. деятельность для обретения ее плодов. Мы живем на этом ярусе вселенной.


Планеты низшего яруса находятся под управлением принципа вражды и невежества. На них обитают не очень разумные формы жизни, которые в большей степени испытывают страдания и боль. Отличительной особенностью жителей этого плана бытия является готовность причинять насилие другим живым существами ради достижения своей выгоды. На этом плане бытия живут люди демонического склада ума, которые полностью отвергают существование Бога.


Фактор времени


Для реализации задач, ради которых создается материальный мир, Господь предусмотрел создание фактора времени, который изначально не существует в духовном, надматериальном мире.


Фактор времени


Фактор времени представляет собой трансформацию воли Всевышнего Господа и отвечает за необходимый для построения творения принцип очереди. Понять это не сложно, если мы знаем, как устроена психология живых существ в духовном вечном мире, как она отличается в мире временном, материальном.


В духовном мире желания живых существ направлены на счастье всех окружающих, в том числе и Бога, поэтому сам Бог может исполнять эти желания в режиме параллельности, т.е. синхронно. Однако материальный мир представляет собой место, где действуют живые существа, заботящиеся исключительно о собственном корыстном интересе, следовательно их поступки направлены только на их личное счастье. Исполнить желания таких живых существ Бог не может единовременно, и чтобы понять это приведем простой пример: в духовном мире все принимают авторитет Бога и не пытаются занять его главенствующее положение; в материальном мире каждый хочет стать Богом и управлять другими, пытаясь походить на него; Бог может позволить какой-либо душе на некоторое время занять положение главного управляющего, но для того, чтобы отдать это положение управляющего другим, ему необходим принцип очереди, ради которого создается фактор времени. Это происходит потому, что в материальном мире несколько живых существ могут претендовать на одно место. Для того, чтобы каждое из них смогло насладиться положением этого места, Бог создает принцип очереди.


Само время представляет собой разрушительную силу совокупности всех живых существ, поэтому ее также можно назвать самой страшной и безжалостной из всех форм Верховной Личности Бога. Время в свой срок уничтожает все плоды, которые огромными усилиями создает человек в этом мире, в поисках вечного счастья для себя. Ко всем тем, кто не желает подчиняться законам Бога, сам Всевышний приходит в момент смерти в облике неотвратимого времени.


Истинная причина сотворения мира


Этот материальный мир создается Всевышним ради тех живых существ, которые, не желая подчиняться его воле, хотят самостоятельно распределять энергии, дающиеся им в пользование, чтобы в очередной раз убедиться, что положение господствующего и владеющего всем (положение Бога) изначально присуще только ему, и никто кроме него не имеет в себе потенциала сделать счастливым себя и других живых существ, а потому сопротивление воле Всевышнего приводит только к умножению бед, несчастий и страданий, а истинное счастье можно испытать только в тесных отношениях с ним, лишенных зависти, корысти и насилия.


Истинная причина сотворения мира


Материальный мир представляет собой нечто вроде исправительного учреждения, где каждая, обусловленная законами этого мира, душа может на своем опыте убедиться в иллюзорности и неправильности своей концепции «я самый главный, все принадлежит мне». Материальное существование позволяет душе в конечном итоге осознать свою зависимую природу и ощутить неземной вкус блаженства от тесного обмена любовью непосредственно с Личностью Бога.


Ответственность в творении


Несмотря на то, что это проявленный материальный мир создается благодаря воле Всевышнего, сам Бог не несет ответственность за те омерзительные формы творения и отношений между живыми существами, которые приобретают воплощенные в нем души. Создатель обеспечивает проявление и функционирование материального мира по тем законам, которые определили изначально его структуру (три гуны материальной природы), однако сам он не несет ответственность за последствия поступков, совершаемых живыми существами в рамках эгоистической структуры материального мира. Бог дает возможность живому существу на свободу поведения. Эта свобода поведения может быть выражена в желании живого существа любить или эксплуатировать. Если живое существо выбирает принцип любви, Господь позволяет ему в последствии покинуть материальный космос. Если живое существо выбирает принцип эксплуатации, Бог дает ему возможность испытать счастья от ощущения себя господином и повелителем, а затем награждает последствиями его поступков, которые приводили к беспокойству и страданию по отношению к другим. Так живое существо само отвечает за все страдания, которые причиняет другим.


.


Итак, мы вкратце рассмотрели основные этапы развертывания материального космоса и его закономерности, ответили на вопросы: с какой целью и для чего этот мир создается. Более подробно эта наука изложена в Шримад Бхагаватам, а также в разделах ведической мудрости, которые называются философией санкхья.



Духовная азбука: Как происходит творение?

Комментариев нет:

Отправить комментарий