среда, 24 февраля 2016 г.

Духовная азбука: Что такое душа и кто я на самом деле?

В предыдущей статье мы постарались сжато рассмотреть такой предмет духовной науки как Бог. Разумеется, в полной мере постичь Бога невозможно, и уж тем более его невозможно постичь, просто прочитав подобного рода статью. Однако, ознакомившись с ней, можно понять, в каком направлении необходимо двигаться каждому, кто почувствует в себе стремление к этому.


Ведическая философия рассматривает три основные духовные категории:


  1. Бог

  2. Индивидуальное живое существо

  3. Материя

Все окружающее рассматривается в связи с различными отношениями, которые возникают между этими тремя категориями. Именно этот тройственный постулат о бытие всего сущего и лег в основу довольно абстрактного христианского понятия о Троице, где Бога отца символизирует непосредственно сам Бог, Бога сына — живое существо, а все остальное — поле, где они взаимодействуют в материальном мире. В меру своих возможностей мы постараемся осветить эти категории духовного знания, чтобы просто восполнить сложившийся пробел в области духовного знания и духовных законов у современного человека. И так, сегодня мы поговорим о душе.


Существует ли душа, и что это вообще такое? Кем мы являемся, зачем мы родились и почему мы страдаем в этом мире? Какова истинная цель нашей жизни?


Не стоит бояться того, что эти вопросы кажутся очень серьезными, и потому ответить на них сложно. Это не так. На самом деле такие вопросы отличают человека от животного, ибо человеку от природы дан разум, чтобы используя его, он мог изменить к лучшему условия своего существования и в конечном итоге достичь ничем не омраченного счастья.


Веданта Сутра


Первый афоризм самого серьезного философского трактата на нашей планете (Веданта-сутра) гласит: атхато брахма джиджняса, — пришло время вопрошать об абсолютной истине. Это означает, что как только человек задает вопрос о душе и своей истинной природе, в действительности, именно в этот момент он и становится человеком! А посему я вас поздравляю с этим и приглашаю отправится в небольшое философское путешествие, которое навсегда изменит вас и сделает по-настоящему счастливыми.


Что такое душа, существует ли она?


В различных религиях это понятие может пониматься по разному, но мы будем придерживаться ортодоксальной доктрины вайшнавской философии. Согласно ей душа, без сомнения, существует, ибо человек не только то, что воспринимается нами как физическая оболочка, он нечто более сложное и таинственное. Наша душа гораздо тоньше того, что многие из нас привыкли о ней думать. Однако чтобы понять это, нужно разобраться с тем как устроен человек.


Как устроен человек?


Как устроен человек?


Каждый из нас состоит из трех составляющих частей, которые работают благодаря двум внешним факторам. Если бы не было этих двух внешних факторов, все остальное представляло бы из себя всего лишь группу инертной материи в грубом и тонком проявлении. Но о них мы поговорим в самом конце…


Итак первое, из чего состоит человек – это его грубое материальное тело.


Наше тело на 80% состоит из стихии воды, остальная его часть представляет собой кости, жировые отложения, слизь и желчь, мышцы и т.п. Если убрать из всего этого стихию воды, останется сухой остаток, который относится к стихии земли. Однако существование и нормальная работа тела невозможна без стихии огня / света (электричества), которая проявляется при сжигании жиров, переваривании пищи и в электрических реакциях, а также без стихии воздуха, которая обеспечивает движение внутренних элементов и органов в пространстве тела.


Таким образом наше грубое тело состоит из четырех стихий грубой материи: воды, огня, земли и воздуха. Но само это грубое тело, не является тем, что мы привыкли считать собой или своей индивидуальностью.


Как устроен человек?


Это легко понять и представить: если у меня убрать руку, я останусь, если убрать ногу, я опять останусь, даже если убрать мою голову и заменить её другой, я все равно останусь, потому что я – не являюсь этим материальным телом, которое в сущности напоминает машину, через которую я взаимодействую с окружающим миром. На самом деле это легко осознают все, кто когда-либо испытывал опыт так называемого выхода из тела, или же когда человек переживает клиническую смерть. В этих ситуациях нечто, наделенное сознанием отрывается от грубой оболочки тела, и тогда мы можем видеть или наблюдать наше тело со стороны. Такой опыт подтверждает, что тот, кто наблюдает тело и само тело – не являются тождественными друг другу.


Разумеется это так, говорят нам Веды. Более того они смеются над теми, кто отождествляет себя с этим грубым телом, забывая о своих высших обязанностях и целях, думая только о том, как поесть, поспать, как защитить себя от врагов, и как заняться сексом. Но мы вернемся к истинным обязанностям человека чуть позже, а пока постараемся разобраться, кто же тогда выходит из тела и видит его со стороны.


На самом деле наша основная жизнедеятельность проходит отнюдь не в грубом теле, поэтому довольно глупо смотреть на то, как не очень умные люди пытаются достичь счастья, окружая себя удобствами, связанными исключительно с грубым телом. В действительности большая часть нашей жизни протекает в тонком теле, которое и определяет психологию нашего поведения, хранит накопленные нами знания и опыт, управляет нашими мыслями, собирает, обрабатывает и переживает всю информацию, полученную от воспринимающих органов чувств нашего тела. Можно с уверенностью сказать, что именно в этом тонком теле и проходит наша жизнь, ведь именно в нем мы переживаем любовь и страх, ненависть и душевную боль, обиду или благодарность. Все эти категории не имеют ничего общего с грубыми стихиями земли, воды или огня, однако именно эти чувства играют в нашей жизни наиважнейшую роль. Если это так, где же все они находятся?


Не очень разумные люди думают, что все подобные чувства возникают у человека в результате химических реакций в коре головного мозга, и что управляя этими реакциями, можно управлять психикой человека. По крайней мере в этом направлении двигается сегодня современная наука. Однако этой науке всего то несколько десятков лет, а Ведам, которые объясняют природу этих явлений, описывая строение тонкого тела человека – несколько тысяч; и как показывает время, Веды совершенны и никогда не врут. Так что может быть стоит прислушаться к тому, что говорят о тонком теле человека Веды?


Как устроен человек?


Что говорят Веды о тонком теле человека?


Согласно ведической мудрости, вместе с грубым телом (стхула шарира), человек обладает телом тонким (линга шарира). Само понятие тонкого, свидетельствует о том, что субстанция из которой состоит это тело находится выше всех пяти основных элементов грубой материи. Это тело тоньше земли, воды, огня и воздуха, поэтому его невозможно уничтожить, взорвав, например, атомной бомбой. Его невозможно сжечь, утопить или расчленить, ибо все указанные средства могут воздействовать только на грубые стихии материи. Но и увидеть его обычным зрением также невозможно, потому что его субстанция лежит за пределами воспринимаемого грубыми чувствами восприятия. Однако от того, что наши мысли нельзя увидеть, они не перестают существовать, поэтому нельзя наивно отрицать существования того, чего мы не можем потрогать или увидеть, в том числе и Бога.


Тонкое тело человека состоит из трех компонентов, жизнь и взаимодействие которых обеспечивается за счет элемента эфира, пятой из стихий материального творения, которая создает среду для функционирования всех элементов тонкого тела (включая наши мысли, желания, переживания и т.п.). Согласно философии санкхьи, т.е. ведического раздела науки, который подробно разбирает все составляющие части материи, наши мысли, желания и мечты — имеют форму. Просто эта форма отличается от грубых материальных форм, поэтому ее невозможно увидеть обычным зрением. Однако эти формы также реальны, как и грубые формы, и все они существуют в эфире, тонкой стихии материального мира.


Три компонента тонкого тела


Первый компонент тонкого тела называется умом. Ум представляет собой почти механический элемент, который подчиняется определенным законам. Ум собирает информацию от всех познающих органов чувств человека, обрабатывает эту информацию и порождает на ее основе желание. Ум постоянно ищет условия, при которых наша жизнь будет доставлять нам все больше и больше удовольствия, правда сам он не знает, что является для нас счастьем, а что нет, ибо по природе своей просто собирает информацию, порождает на ее основе желания и передает все это следующему компоненту тонкого тела – разуму. То, что является для нас счастьем или то, что не является для нас счастьем — определяется следующим, более легким компонентом тонкого тела, Разумом.


Разум – гораздо более сложный элемент, который отвечает за направленность нашей деятельности и принятие решений. Ум, в отличие от разума, не принимает решений самостоятельно, он всего лишь обрабатывает информацию, передает ее в разум и только затем получает от разума санкцию так или иначе управлять действующими органами чувств человека. Разум представляет собой главный центр управления нашей жизнью. В разуме мы строим цели и планы того, как и через что нам нужно достичь счастья. Поэтому наиважнейшей задачей человека является задача воспитать в своем разуме стремление к высшему, к своей истинной природе, иначе обуреваемый вожделением, разум приведет живое существо к низшим формам существования (животные формы жизни), и на долгое время лишит его возможности постичь свою духовную природу.


Тонкие тела человека


На внешнем влиянии разумом человека построено так называемое колдовство и черная магия, при которой совершаются попытки встроить в разум индивидуума разрушительные инородные программы, что в последствии может привести к его деградации, к болезням и даже к смерти. Через разум с нами могут общаться различные духи и привидения, сущности и другие существа без грубого материального тела. Многие экстрасенсы пользуются услугами таких сущностей и выдают это за свои собственные таланты в ясновидении.


Разум, так же как и наше материальное тело — весьма уязвим, особенно если он погружен в материальное чувство вожделения и руководствуется им в принятии решений и составлении целей, а поскольку этот орган тонкого тела руководит нашей жизнью и строит наше будущее следует быть весьма чутким и внимательным к его работе. Материальный или подверженный внешним воздействиям разум может привести жизнь человека к пропасти, но одухотворенный разум превращается в такую крепость, которую не сможет разрушить даже смерть (в результате чего память о прошлых жизнях отчетливо всплывает у человека в жизни нынешней). Такой разум способен провести человека тернистой дорогой к истинному и вечному счастью.


.


Итак, первым, рабочим компонентом нашего тонкого тела является ум, а вторым, управляющим компонентом – разум. Ум и разум работают в связке и всегда стремятся обеспечить самое счастливое, как им кажется, существование для нас. Но если они так стремятся сделать нас счастливыми, почему же мы так часто страдаем в этом мире?


Ответ кроется в том, что и материальный ум, и материальный разум, поглощенные корыстными, эгоистическими желаниями господствовать и подчинять материю, действуют движимые неправильными представлениями о нашем счастье. Это происходит из-за вожделения, извращенного изначального чувства любви, присущего душе, которое здесь, в материальном мире принимает уродливые формы желания попользоваться всем, что мы видим, для личного удовольствия, не задумываясь ни о чем.


.


Сегодня люди в большинстве своем тратят огромное количество собственной энергии, движимые искаженными представлениями о личном счастье, поэтому силы потраченные на эти цели не приводят их к счастью, а лишь вновь и вновь заставляют испытывать усталость от этого мира и депрессию, страдания и боль.


Причина этого в том, что материальный разум, который ведет «к счастью» подобных людей, является для них искусственным, чужеродным элементом. Но погрязнув в сильном вожделении и похоти, человек не способен отчетливо увидеть, что сам он отличен от такого разума-паразита. Обуреваемый вожделением, человек отождествляет себя с этим материальным разумом и становится безумцем, который совершает поступки, приносящие ему в последствии лишь страдания и боль.


Почему же материальный ум и разум действуют как паразиты и приводят нас к разочарованиями и страданиям, ведь они всегда направлены на то, чтобы сделать нас счастливыми?


Ответ на этот вопрос кроется в следующем компоненте нашего тонкого тела. Это самый тонкий из всех компонентов нашей личности и он называется – Ложное Эго.


Что такое Ложное Эго?


Что такое Ложное Эго?


Сейчас мы немного отвлечемся и погрузимся в медитацию на то определение, которое заключено в самом слове Ложное Эго, в его санскритском термине. На санскрите Ложное Эго называется аханкара, что значит «я (ахам) – делаю (кара)». Итак, на мгновение задумайтесь, почему санскритский термин Ложное Эго переводится такой странной фразой – «я делаю», и почему именно это называется ложным эго.


Секрет в том, что наше истинное Я, наша душа, сосредоточие нашей реальной индивидуальности, наших настоящих чувств и желаний — никак не действует в этом материальном мире, и находится в состоянии сна или бездействия. Тот же, кто считает себя действующим и господствующим в этом мире, это альтер эго нашей души, ее самая тонкая материальная оболочка, которая побуждает душу, пребывающую во сне, видеть себя в ином, отличном от ее реальной природы, облике.


Все это напоминает сон бедного человека, который ночью видит, как стал царем. В своей реальной жизни у него нет возможности иметь 10 жен, распоряжаться несметным богатством и наслаждаться почетом и славой, однако погружаясь в сон, бедняк как бы становится им.


То же самое происходит и с нашим истинным Эго. Собственно, именно оно и называется нашей душой.


Но зачем душе впадать в сон и представлять себя тем, чем она не является?


Потому что именно в таком сне душа может исполнить желание, которое невозможно исполнить в ее бодрствующем состоянии.


Сон души


По сути, это желание и является причиной ее сна, и желание это – изменить вечные духовные реалии, которые ее окружают и, в частности, право господствовать над различными энергиями и право распределять богатство и счастье по своему усмотрению.


.


Изначально это право извечно принадлежит только Богу, но не потому, что он жадный или потому, что никому не хочет отдавать это право. Просто никто кроме не Бога не может распорядится этим правом так, чтобы все были счастливы. И чтобы продемонстрировать это, Бог даже идет на поводу у желания души и позволяет ей попробовать и убедиться самой. Именно в результате этого и создается материальный мир.


Можно сказать, что душа посягает на некое святое право, право распределять энергии, что изначально присуще только самой главной личности, Богу, и что в принципе своем является неисполнимым, в рамках духовной действительности, желанием. Исполнить это желание души Бог не может в тех духовных реалиях, в которых изначально протекает взаимодействие чистой души и Бога. Но поскольку Бог всегда стремится делать других счастливыми и потому всегда исполняет желания душ, ради этого необычного и невозможного желания, Он создает иллюзию другой реальности, которой на самом деле не существует, но которая, подобно сну существует в сознании индивидуальной души. В этой иллюзорной реальности душа словно погружена в сон, где представляет себя тем, кем на самом деле не является. Несмотря на то, что все это сон, иллюзия, это позволяет ей исполнить невозможное желание.


Сон души


Этот сон души, иллюзия души, называется материальным миром, а тот мир, в котором душа живет бодрствуя – это мир духовный. Материальный мир является реальным для души только до тех пор, пока она видит сон, а точнее хочет видеть. В этом сне она, по сути, пытается занять место Бога и попробовать себя на его месте. Бог, однако не сердится на такое поведение души, но выделяет ей в пользование свою низшую, инертную энергию, состоящую из пяти стихий, и называемую у нас материей. Это все и позволяет душе реализовывать свое господство и чувствовать себя Богом.


Но подобное господство души над материей, на самом деле ничего хорошего ей не приносит. Душа никогда не может занять положения Бога, хотя сам Бог и позволяет душе попробовать себя на его месте, т.е. отождествить себя с тем, кто господствует, властвует и подчиняет себе различные энергии. Такое мнение о себе как о том, кто руководит и подчиняет материальную энергию — является Ложным Эго.


Ложное Эго души — это иллюзорная убежденность в том, что мы можем распоряжаться энергиями, которые изначально принадлежат только Богу.


Итак, ложное Эго, или третий компонент нашего тонкого тела, это самый важный элемент из всех материальных составляющих нашей природы, поскольку лишь благодаря ему, мы продолжаем свое материальное существование в рамках этого иллюзорного мира. Именно ложное Эго, или желание господствовать над окружающими, порождает материального разума-паразита, который в свою очередь воздействует на материальный ум и грубое тело, чтобы достичь этого господства. В сущности именно Ложное Эго совокупных живых существ и порождает весь этот материальный мир…


.


Тонкое тело человека, состоящее из ума, разума и ложного Эго невозможно уничтожить никакими материальными средствами. Это тело не уничтожается в момент смерти и не пропадает с рождением в новом грубом теле. Оно почти вечно сопровождает нас в цикле реинкарнации, или в колесе самсары, непрерывной череды смены грубых тел, сопровождающихся рождением и смертью.


В тонком теле накапливаются и аккумулируются наши желания, наши привычки и привязанности, в этом теле хранится информация о всем прожитом нами в прошлом жизнях, и порою информация эта всплывает в нашем сознании во сне или при определенных обстоятельствах (когда мы встречаем душу из прошлой жизни или попадаем в место, которое было нам знакомо в прошлой жизни). По своей сути наше тонкое тело и есть наше я в материальном мире, это то наше тело, которое всегда остается с нами.


Однако само тонкое тело не может существовать, без двух факторов: реального сознания Души, которое трансформируется в Ложное Эго и дает импульс к желаниям, и самой Верховной Личности Бога, которая позволяет Ложному Эго господствовать над материей. Эти два фактора — духовны по своей природе и вечны, материальные тела же — преходящи. Без этих двух факторов этот материальный мир не смог бы существовать, однако сами они — вполне могут существовать без него.


Почему Веды призывают нас избавиться от тонкого тела?


Вся истинная религиозная жизнь человека направлена на то, чтобы трансформировать своё тонкое тело до той степени, пока оно полностью не исчезнет, превратившись в духовное тело. Этот процесс необходим для того, чтобы избавиться от Ложного Эго и, порожденного им, материального ума и разума. Все порождения материального Эго – являются в действительности истинной причиной наших бед и несчастий.


Тонкое тело живого существа, равно как и весь материальный мир, появляется в следствии неправильного желания души попытаться внести изменения в совершенные условия духовного мира. Однако не имея опыт материального существования, душа не может представить во что может вылиться ее, на первый взгляд, ничем пугающая идея изменить вечные реалии духовного мира.



Душа наивно полагает, что если она что-то поменяет в совершенном мире, это никак не отразится на ее счастье, и наоборот, доставит ей еще большее удовольствие. Однако в действительности это желание души приводит ее к зависти к Богу и в конечном итоге порождает наполненные злобой, атеизмом и демонизмом, отвратительные формы материального существования.


Бог, желая показать душе самое дно ее концепции зависти к Богу, помещает все испытывающие это желание души (которые желают что-либо изменить в духовной реальности) в иллюзорный мир снов, где каждая душа сталкивается совсем не с теми реалиями, которые представляла себе изначально.


Душа полагала, что окажется в мире, в котором что-то менять будет только она одна, а оказалась в мире, где менять стали все окружающие, подобные ей души.


Этот получаемый в результате личного, корыстного, доверенного каждому в руки право управлять всем в своих интересах, мир — превращается для отдельно взятой души в сущий ад, поскольку каждый здесь, желая господствовать над другими, не задумываясь причиняет беспокойства другим.


Материальный мир


Это и является причиной всех наших бед и страданий. Это и является причиной того, что этот мир так ужасен и несправедлив, как может показаться многим.


Многие люди ищут ответа на вопрос: кто виноват в том, что этот мир такой? Пытаясь выставить себя жертвой этого мира и самого Бога, который сотворил его, они забывают о том, что попали сюда отнюдь не случайно, а потому что когда-то, очень давно, сами же отказались принять исполненную совершенства духовную реальность. А это значит, что причиной такого ужасного материального мира являемся мы сами, и именно ради нас, точнее ради наших не совсем правильных желаний, Бог и создает его.


Желая подчинить себе грубую материю и других живых существ, которые в определенных условиях вынуждены подчиняться нашей воле, мы не задумываясь причиняем им страдания, думая лишь о своем личном интересе. Однако, давая нам возможность реализовать эту свободу на причинение насилия другим, Бог, в тоже самое время, обеспечивает принцип справедливости, согласно которому тому, кто обидел другое живое существо, предоставляется прекрасная возможность самому побывать в его шкуре и на своем опыте убедиться, каково это, когда тебя унижают, убивают или просто используют. Все это называют законом кармы, или законом причин и следствий. Но о нем мы подробнее поговорим в другой раз.


Итак, что же такое душа?


Душа – это наше истинное Эго, наше истинное я. Духовное, нематериальное начало души проявляется в трех аспектах:


  1. Она вечная

  2. Она исполнена знания

  3. Она исполнена счастья и блаженства

Эти три аспекта духовной энергии всегда присущи нашей душе, точно также как они присущи и самому Богу. Однако, попадая в материальный мир, эти аспекты почти исчезают, словно покрытые снаружи неким покрывалом. Но даже если покрыть тканью яркую лампу, ее свет все равно будет пробиваться снаружи, и, подобно этому, качества души все же проявляются в нас как изначальное стремление к наслаждению и счастью, как ощущение того, что мы существовали всегда (отсюда психологическое неприятие смерти грубого тела), а также как постоянное стремление к познанию и любопытство.


Сейчас наша душа спит и видит сон, в котором ей кажется, будто она господствует над материальной природой или же будет господствовать над ней в будущем. В действительности, эти мечты не реальны, а сама душа спит. Все, что нам кажется, как продукт нашей деятельности, обеспечивается энергиями Всевышнего, равно как и само осознание себя как действующего в этом материальном мире.


До тех пор, пока внутри каждого из нас будет расти и цвести желание господства над другими, наша душа будет спать. Если же в нас пробудится интерес к своей настоящей, реальной природе или интерес к тому, с кем мы неразрывно связаны узами вечной любви, т.е. к Богу, — тогда сам Бог будет постепенно снимать с нас, погруженных в бред материального существования, покров иллюзии и неведения.


Какова истинная цель жизни человека?


Считается, что самым сильным пробуждающим душу средством в наше время является повторение святых имен Бога. Каждый может повторять те святые имена Бога, которые известны в его религиозной традиции или культуре. Ну а если в вашей традиции не известны имена Бога, вы можете воспользоваться самой сильной мантрой, которая предназначена для всех, независимо от веры исповедания.


Какова же истинная цель жизни человека?


Согласно Ведам, цель жизни человека заключается в пробуждении у него его истинного Эго, то есть души. Это пробуждение происходит очень быстро у тех, кто пытается восстановить утраченные некогда отношения с Богом. Однако делать это необходимо обязательно под руководством настоящего представителя Бога, или того, кто сам пробудился, т.е. очистил себя от Ложного Эго.


В наш век Кали даже в рамках религиозных традиций бывает очень сложно найти такого учителя, потому что даже в религию проникают личности, желающие, использовав ресурс организации, исполнить свои корыстные мотивы. В большинстве своем руководящие посты во множестве религий сегодня занимают люди демонического склада ума, правда отличить их от настоящих учителей совсем не сложно – нужно всего лишь присмотреться к ним и понаблюдать за психологией их поведения.


Псевдо-учитель в той или иной степени движим желанием власти, славы, денег и т.п., что свидетельствует о его вожделении. Если человек руководствуется вожделением, он никогда не сможет принести вам счастья, а вы будете чувствовать себя после общения с ним, словно вас использовали. Истинный же учитель, познавший свою душу, это тот, кто не ставит свои собственные корыстные интересы выше интересов Бога или других живых существ. Только такой человек может передавать знание о Боге в неискаженном виде. После общения с ним вы почувствуете, что стали еще ближе к Богу, что стали чище и можете взять более высокую планку морального и нравственного поведения.


Если же рядом с вами нет такого безгрешного, чистого духовного учителя, я могу посоветовать воспользоваться книгами А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, который не только является авторитетным представителем Бога в цепи непрерывной ученической преемственности, ведущей от самого Бога, но и продемонстрировавшим на примере своей собственной жизни абсолютный, высший уровень духовной жизни, чистой, свободной от корысти психологии поведения и величайшего милосердия. Чтобы получить знание от этой личности о своей собственной природе и природе Бога, необходимо сперва изучить Бхагавад-Гиту как она есть, а далее перейти к более глубокому рассмотрению духовной науки в Шримад Бхагаватам.



Духовная азбука: Что такое душа и кто я на самом деле?

Комментариев нет:

Отправить комментарий